Алгоритмизация — начало программирования

Добрый день, дорогие мои читатели. Данная статья может быть удивит Вас, но от определённого круга посетителей моего блога ко мне, как к преподавателю информатики,  появился запрос —  сделать курс программирования для начинающих. Программирование — это процесс творческий и не всем доступный для понимания.

А в старших классах и на первых курсах многих вузов требуют знание начальных принципов программирования. Это — умение составить блок — схему и написать программу на одном и языков программирования. Чаще всего это QBasic или Pascal.

Тем более этот курс будет актуальным, так как появились желающие пройти ликбез программирования оффлайн.

Алгоритмизация

Алгоритмизация — это основа программирования. Основой написания программы на любом языке программирования является алгоритм.

Алгоритм – это определённая последовательность действий, чёткое выполнение которых приведёт к получению результата, к выполнению поставленной цели.

Типы алгоритмов:

  • Линейный алгоритм — это алгоритм, в котором последовательность действий выполняется одна за другой.

Алгоритмизация - начало программирования

  • Разветвляющийся алгоритм — это алгоритм, в котором выполняется то или иное действие в зависимости от выполнения условия.

Алгоритмизация - начало программирования

  • Циклический алгоритм – это алгоритм, в котором многократно повторяется последовательность действий, пока не будет выполнено поставленное условие.Алгоритмизация - начало программирования

 

Формы представления алгоритма:

  • словесная – алгоритм, написанный на обычном языке;
  • графическая – алгоритм, который представлен в виде графических объектов;
  • программная – алгоритм, записанный на языке программирования;
  • псевдокоды – специальные коды, например математические формулы.

Блок – схема

Блок — схема – графический способ представление алгоритма, который состоит из определённых геометрических фигур, связанных между собой стрелками. Каждая фигура обозначает определённое действие.

Алгоритмизация - начало программирования

 

В овале записывается слово Начало или  Конец , что означает начало алгоритма и его конец.

Все действия записываются в прямоугольнике, ввод/вывод данных — в параллелограмме,  условие — в ромбе.

Появляются новые понятия

Переменная – именованное место  памяти ПК. Переменная может меняться в процессе выполнения алгоритма.

:= присвоить, то есть а:=7 означает, что в ячейку с именем «а» положили число 7. Содержимое этой ячейки может меняться в ходе выполнения алгоритма или программы.

А:=7; А:=А+5 Чему равно А на выходе? Правильно –  А= 12

Константа — величина, которая не меняется в процессе выполнения алгоритма.

А=5, то есть константе значение приравнивается, используется обычный знак =.

Пример блок — схемы

Например, задача нахождения наибольшего  из двух значений, вводимых с клавиатуры. Вывести его на печать.. Составляем алгоритм в виде блок — схемы.

Алгоритмизация - начало программирования

Если прочитать эту блок — схему, словесный алгоритм будет выглядеть так:

  1. Начало алгоритма
  2. Вводим значения a, b
  3. Если a>b, то в ячейку m заносим значение переменной  a, иначе  в ячейку m заносим значение переменной  b
  4. Выводим на печать содержимое ячейки m, которое является наибольшим
  5. Конец алгоритма.

Теперь наша задача написать программу данного алгоритма на языке программирования, на языке понятном компьютеру.

Но эта тема следующей статьи.

С уважением к Вашим успехам, Ирина.

 

Новости блога

Это Вы ещё не читали!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика